На стадии досудебного производства, следователь может самостоятельно применить следующие действия, направленные на охрану гражданина в уголовном процессе:
- Сохранить в тайне данные о личности в соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК РФ (о чем я писал в предыдущем посте: «Тайный» допрос. Сохранение в тайне данных о личности»).
- Контроль и запись телефонных и иных переговоров в соответствии с ч. 2 ст. 186 УПК РФ;
- Провести опознание с участником в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемого лица в соответствии с ч. 8 ст. 193 УПК РФ. Но у данной меры есть одно «но», которое заключается в том, что с протоколом этого следственного действия будет сразу же ознакомлено и опознаваемое лицо, а также с опознающим лицом, будет находиться и защитник опознаваемого лица.
Сейчас же расскажу о том, какие еще меры государственной защиты кроме перечисленных выше и закрепленных в ст. 11 УПК РФ (Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве) могут приниматься в отношении участников уголовного процесса на стадии досудебного производства в уголовном процессе, которые в частности подпадают под словосочетание ч. 3 ст. 11 УПК РФ «…иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации».
Порядок применения мер безопасности регламентируется Федеральным Законом № 119-ФЗ от 20.08.2004 «О Государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса». Таким образом, возможность быть под защитой Государства у граждан появилась уже более 6 лет назад, однако на практике меры безопасности применяют не более как 2-3 года (по крайне мере я реально получил такую возможность в отношении участников, проходящих по уголовным делам, находящимся в моем производстве).
Решать вопрос о целесообразности применения мер безопасности конечно же должен следователь с учетом личностей фигурантов по уголовному делу и имеют ли они реальную возможность оказать давление и создать угрозу жизни и здоровью участникам уголовного процесса.
Государственной защите, согласно ст. 2 вышеназванного закона, подлежат абсолютно все участники уголовного судопроизводства, начиная от потерпевшего со свидетелем, заканчивая обвиняемыми (включая их близких родственников, родственников и близких лиц, противоправное посягательство на которых может быть оказано в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства).
Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (ч. 2 ст. 2 рассматриваемого Закона).
Основания для применения мер безопасности указаны в ст. 16 рассматриваемого Закона:
«1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
3. В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.»
Поступившее к уполномоченному лицу (и следователю в частности) заявление с просьбой применить меры безопасности должно быть рассмотрено надлежащим образом как ходатайство с обоснованием последующего применения мер безопасности (с вынесением постановления), так и возможного отказа в применении таких мер.
Раскрывая данный вопрос, также необходимо учесть положение п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ № 17 от 29.06.2010 «О практике применения норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве», где сказано, что следователь должен не просто разъяснить потерпевшему о возможности воспользоваться правом на применение мер безопасности, но еще и сделать это своевременно. Таким образом, оценка степени угрозы для участников уголовного процесса полностью ложится на плечи лица, производящего предварительное следствие. Данное утверждение суда я считаю достаточно обоснованным, при этом не стоит его толковать исключительно грамматически и думать, что подобные действия следователь должен выполнять только к потерпевшим.
Документы:
УПК РФ скачать