Как правильно добиваться результатов путем обращений.

Вы не равнодушны к тому, что происходят нарушения вокруг? Или что еще хуже: ваши права нарушены, но уполномоченные органы не замечают этого или делают вид, что так и должно быть? Вы пришли к выводу, что молчать в тряпочку точно хуже и готовы потратить время и энергию на изменение ситуации?

Меня многие знакомые вокруг считают профессиональным жалобщиком и порой даже не в самой лестной форме… Пусть называют как хотят, моя же точка зрения на этот счет довольно проста и банальна: в отличии от большинства я не готов просто болтать и по любому волнующему меня вопросу вступаю в переписку и поэтому я действительно могу поделиться своим опытом в таком казалось бы простом и при этом весьма непростом деле: как правильно добиваться положительных результатов по своим вопросам через официальные обращения.

Если вы полистаете страницы моего блога и многочисленные комментарии в частности, то увидите, что есть определенные “правила” и в “жалобном деле”.

Вопрос о правильном содержании обращений рассматривать в рамках данного поста не будем.

А теперь давайте по порядку, как же надо действовать.

Самое первое и самое важное правило: вне зависимости от того по какому вопросу вы собираетесь искать правды — это выдохнуть, после чего глубоко неспешно вдохнуть и в этот момент принять как факт, что тот вопрос, который вы считаете для себя проблемой, вплоть до вселенского масштаба, для всех окружающих не имеет никакого значения. Абсолютно никакого! И не важно: касается ли это здоровья и жизни миллионов или же относится исключительно к восстановлению прав отдельно взятого человека. Окружающим это безразлично. Под окружающими понимаются как просто соседи, так и официальные должностные лица, отвечающие за контрольные функции по интересующим вас вопросам. Мотив безразличия тут не важен: как просто неграмотность, так и прямая личная заинтересованность отдельных лиц. Если же в ходе вашей деятельности количество реально заинтересованных к проблеме людей будет увеличиваться, то это безусловный плюс, особенно если эти люди также примут активные действия, но на самом старте пути лучше исходить из полностью “нулевых” позиций — это позволит лишний раз не разочаровываться.

Второй очень важный момент — определяем компетентные органы.

Перед тем как куда-то обратиться, мы конечно же должны определить перечень органов, в компетенцию которых входит решение именно вашего вопроса. К примеру, довольно распространенным заблуждением является считать, что суд — это наше всё и именно там, в суде нужно искать правды. Яркий пример — обжалование процессуальных решений по уголовным делам в порядке ст. 125 УПК РФ. В качестве обоснований приводятся всевозможные доводы и перечень доказательств, что конкретно и почему конкретно не так сделано. В ответ же заявитель получает обоснованный отказ с разъяснением, что суд не вправе вмешиваться в процесс доказывания и фактически исследует лишь формальные обстоятельства: имело ли должностное лицо полномочия по принятию решений, соответствуют ли оформленные решения установленной форме и т.п.

Третье. Соблюдение очередности обращений.

Правда считаете, что если сразу обратиться в адрес Генеральной прокуратуры, то в районной прокуратуре вашего поселка по-настоящему вздрогнут и по взмаху волшебной палочки (вашего обращения) сразу все сделают и исключительно с точки зрения действующих законов? Это так не работает… Как бы нам ни хотелось, но “цепочку” надо соблюдать. Если мы говорим про линию прокуратуры, то в зависимости от субъекта это примерно так: вначале в районную прокуратуру, затем в прокуратуру города с указанием, что районная прокуратура не приняла мер реагирования, затем в прокуратуру края/области, а получив ответ за подписью как правило заместителя прокурора субъекта не лишним будет обратиться вновь в прокуратуру края/области и лишь после этого в Генеральную прокуратуру. В противном случае будет лишь увеличение сроков по рассмотрению обращений на “перевалку” обращения из Генеральной прокуратуры в край/область, оттуда в город и лишь после этого в район.

Четвертое. Четкое понимание нормативной базы, на которой основаны ваши обращения.

Вне зависимости от того, какого конкретно результата вы стараетесь добиться, вы должны четко понимать нормативную базу, регулирующую данный вопрос и что конкретно в вашем вопросе не так и как должны быть рассмотрены ваши вопросы, включая порядок рассмотрения. Если никто до вас не обращал на это внимания или просто делали вид, что все нормально, не свидетельствует о том, что это было правильно. Лично я на момент размещения данного поста на протяжении уже полугода пытаюсь добиться решения одного, вообще не существенного вопроса: ознакомиться в службе судебных приставов с материалами административного производства 2019 года в отношении себя. Пока что безуспешно. И я не сразу понял почему.

Пятое. Отрицательный результат — это тоже результат.

Не стоит расстраиваться, если вы не получили ответ на обращение или вам ответили что-то непонятное. Вспомните про пункт первый — он не просто так был указан мной как самый важный! Кроме того, когда возникают откровенные “пробуксовки” — это дает повод лишний раз задать себе вопрос: а почему это такая проблема просто дать ответ? И вполне может оказаться, что за вашей ситуацией скрывается огромный пласт нарушений во всей системе и признать вашу правоту — значит пересмотреть многолетнюю порочную практику.

Шестое. Нам обязаны давать ответы на поставленные вопросы. 

Как бы это многим чиновникам и представителям любых других организаций не нравилось, но нам должны давать ответы и для этого даже установлен срок. О том, что ответ должен быть дан “всего лишь” в 30-ти дневный срок — это отдельная “песня”, про которую мы можем переговорить, но нам нужно учитывать, что в итоге вся история от первого обращения до финальной точки в итоге может растянуться на долгие и долгие месяцы. 

Настольная книга инициатора обращений — Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. Основные моменты: ст. 2 — право на обращения; ч. 3 ст. 8 — о необходимости перенаправления в иной орган (если обращение заявителем было направлено не в тот орган) в течение 7 дней; ч. 6 ст. 8 — запрещено перенаправлять обращение в орган, действия которого обжалуются; ст. 12 — срок рассмотрения обращения (30 дней); 

Изучить желательно полностью данный закон — он реально не длинный.

Вернемся к первому пункту. Вот мой опыт неоднократных обращений в хабаровские органы прокуратуры. Это скриншот из моего личного кабинета Госуслуг:

Из моих 4 обращений с сентября по октябрь 2021 г., я лишь по одному из них получил ответ и тот был с нарушением установленных сроков. Соответственно я составил 4 жалобы в адрес прокурора Хабаровского края, в настоящий момент ожидаю ответов. Может и дождусь. Опираясь на пункты 1 и 5 своего же мануала, я отношусь к этому философски и не исключаю, что подобный отрицательный опыт может послужить началом чего-то большого, какого-то другого моего начинания. Главный же вопрос, естественно без ответа уполномоченных лиц у меня уже обозначился: как органы прокуратуры могут требовать исполнения действующих законов от других ведомств и людей, если сами системно нарушают действующее законодательство?

Седьмое. Нам не только обязаны давать ответы, но и предусмотрена ответственность за их игнорирование, либо несвоевременность.

В действующем законодательстве предусмотрена ответственность должностных лиц и руководителей организаций как за полный отказ в предоставлении информации, так и за несвоевременное предоставление информации. Всем, кто проходит схожий со мной путь по достижению цели законными методами путем обращений, рекомендую изучить положения статей 5.39, 5,59 и 5,63 Кодекса об административных правонарушениях. Есть еще одна безумно интересная статья 140 и в Уголовном кодексе РФ, но это как говорится: совсем другая история, которой я уделю впоследствии отдельное внимание — следите за обновлениями.

Вот работаю над данным текстом и обращаясь к пункту 5 прихожу к выводу, что отрицательный результат по ответам в мой адрес со стороны органов прокуратуры не лишним будет пересмотреть в будущий опыт по возможному привлечению должностных лиц прокуратуры к административной ответственности. Ох уж эта наступающая мания с желанием во что бы то ни стало добиться, чтобы об твои обращения не вытирали ноги :).

Восьмое. Электронный документооборот.

21 век за окном. По возможности максимально используйте электронные формы обращений — это ускорит как получение любым из ведомств ваших обращений, так и ответов по ним.

Вот в общем-то и все основные моменты, на которые нужно обратить свое внимание. Если с чем-то из перечисленного не согласны или есть что-то еще, что я упустил, напишите пожалуйста в комментариях.

И предупреждаю вероятное негодование некоторых читателей о том, что мной упущен важный момент об изучении практики по схожим вопросам. Вот именно это я считаю второстепенным и вот почему. Мой личный опыт свидетельствует о том, что даже в реалиях одного судьи по абсолютно схожим исковым заявлениям с одинаковыми исковыми требованиями и ответчиками могут быть абсолютно разные решения как в пользу истца, так и в пользу ответчика. А что уж тогда говорить про масштабы всей страны? По сути результат по одному и тому же вопросу может быть разный у жителей Владивостока и Санкт-Петербурга. И даже если у соседа не вышло достичь первоначально поставленных целей, это не является 100% указанием на то, что этого результата не сможете достичь вы. Просто очередное обращение может быть  рассмотрено иным должностным лицом, что-то поменяется в ведомственных инструкциям, чувство здравого разума в конце-концов возьмет верх у судьи и т.д. и т.п. Да что угодно может быть. К сожалению, это действует и в обратном случае, что у соседа могло получиться, а у вас нет.

В любом случае уверен, что если вы прочитали все эти буквы от начала до конца, то сформируете свою собственную “идеальную картину” пути и не будете отвлекаться на мелочи.

P.s.: дорогу осилит идущий.

Запись опубликована в рубрике Обо всём и ни о чём. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *