Защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Меры обеспечения личной безопасности. Часть 2 из 2.

Читать начало: Защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Меры обеспечения личной безопасности. Часть 1 из 2.

Не стоит забывать и про свидетелей, которые далеко не всегда могут даже осознавать, что в случае дачи ими правдивых показаний, над ними может «нависнуть» реальная угроза жизни и здоровью и если следователь не примет необходимых мер по защите такого свидетеля, то самое меньшее, что в итоге из этого может получиться, это отказ свидетеля являться по вызовам и от ранее данных показаний. Это в свою очередь, не самым лучшим образом в итоге может отразиться на результатах проведенного расследования, кто бы что ни говорил.

Государственная защита может быть обеспечена всем гражданам, в том числе из числа военнослужащих, а также содержащихся под стражей в следственных изоляторах и отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело. Несмотря на указание в Законе на то, что решение принимает следователь, на практике, в нашем регионе выносимое постановление согласовывается еще с руководителем следственного органа. По всей видимости согласовывать данные постановления следователя решили из-за любви во всех органах к гербовым печатям, которая по общим правилам на подпись следователя не ставится, а вот на подпись руководителя, да.

Перечень конкретных мер безопасности, на которые может рассчитывать участник уголовного судопроизводства раскрыт в ст. 6 рассматриваемого Закона:

  • Личная охрана, охрана жилища и имущества;
  • Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
  • Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  • Переселение на другое место жительства;
  • Замена документов;
  • Изменение внешности;
  • Изменение места работы (службы) или учебы;
  • Временное помещение в безопасное место;
  • Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности в виде переселения на другое место жительства; замену документов; изменение внешности и изменение места работы (службы) или учебы могут применяться только по делам и тяжких и особо тяжких преступлениях. Отнесение уголовного дела к конкретной категории раскрыты в моем посте: «Категории преступлений».

Обратите внимание, что в рассматриваемом Законе нет ни одного указания о том, что применение мер безопасности не может быть осуществлено по делам небольшой или средней тяжести и они соответственно могут  применяться даже по делам частного обвинения, к примеру по побоям (ст. 116 УК РФ), поэтому ссылки работников милиции на невозможность применения мер безопасности только из-за того, что преступление не имеет общественного резонанса и не относится к тяжкому, являются несостоятельными.

Основания для отмены избранных мер безопасности указаны в ст. 20 Закона. К ним  относятся как письменное заявление об отказе в дальнейшем применении мер безопасности защищаемого лица, так и нарушение этим лицом условий заключенного договора (если он был заключен с органом, осуществляющим государственную защиту. К данному вопросу следователь не имеет никакого отношения и соответственно не может знать его содержания). Также отмена мер безопасности может быть произведена в случае устранения оснований, которые имелись для их избрания.

Достаточно важным является то, что в соответствии с ч. 3 ст. 20 рассматриваемого Закона, отмена мер безопасности производится ТОЛЬКО по постановлению органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты. Опираясь на мою практику, такое постановление должен буду вынести либо я, как следователь, либо судья, который впоследствии будет рассматривать поступившее к нему с обвинительным заключением уголовное дело.

Согласно разработанному образцу постановления о применении мер безопасности (не знаю конечно кто разрабатывал данный бланк), в нем указывается конкретный срок, до которого меры безопасности будут применяться. Однако из смысла ч. 3 ст. 20 Закона, даже если срок и будет указан, орган, осуществляющий государственную защиту, не вправе будет с указанного дня прекратить ее, если не будет вынесено постановление об отмене мер безопасности.

В ходе практического осуществления мер безопасности я столкнулся с ситуацией, когда оперативные работники из подразделения по обеспечению мер государственной защиты  стали утверждать, что применять их нельзя без принятия решения о возбуждении уголовного дела по ст. 309 УК РФ – «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу», аргументируя свои слова достаточно веско на их взгляд: «если отсутствует возбужденное уголовное дело по этой статье, значит нет объективных данных полагать, что в отношении защищаемого лица может быть оказано какое-либо давление».

Подобные утверждения являются надуманными и не отвечающими нормам права, так как возбуждаются уголовные дела у нас на основании статей 146 и 147 УПК РФ, а основания для избрания мер безопасности указаны в уже ранее озвученной ч. 1 ст. 16 рассматриваемого Закона, где отсутствуют какие-либо требования по дополнительному возбуждению уголовных дел и повторюсь, указано «…данные о наличии реальной угрозы…». А данные об угрозе не обязательно должны содержаться в материалах возбужденного уголовного дела и могут быть получены из любых источников, как в ходе проведения следственных действий, так и полученные из оперативных источников и характеризующего материала.

Документы:
УПК РФ скачать
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» № 119-ФЗ от 20.08.2004 скачать

Запись опубликована в рубрике Уголовный процесс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Меры обеспечения личной безопасности. Часть 2 из 2.

  1. Zuljin говорит:

    Эх, меры обеспечения личной безопасности это хорошо. Я вообще склоняюсь, что личную безопасность граждан должны соответствующие компетентные органы организовывать. А вот когда людям дают покупать оружее, травматическое, холодное, огнестрел, вот это ужасно — мол, нате вам, защищайтесь сами, как хотите. Кто-то бабос рубит на продаже оружия и выдачи справок, а у кого0то пробем от увеличения опасных преступлений прибавляется.

    • Полностью согласен с Вашим утверждением.

      При этом, это самое оружие бегут покупать отнюдь не крестьяне с фермы или рабочие с завода, а молодые крепкие ребята, которые и без этих доп.опций могут за себя постоять, но вот видимо маловато кулаков бывает в общении, ведь гораздо проще в той же автопробке при возникновении конфликта открыть окно и стрельнуть по соседу, чем выходить из автомобиля и начинать вести какие-то там диалоги о смысле жизни и ПДД…

    • Ctacehko говорит:

      Интересно узнать, кто именно будет финансировать таких «телохранителей», неужто сами граждане? Пост, оторванный от темы, честно говоря. Причем тут меры безопасности при расследовании и разрешения на ношение огнестрельного .. и т.д. оружия?

      • Никто не будет.
        Как мне показалось, комментатор выразил мнение о том, что на госзащиту не всегда приходится рассчитывать и поэтому самим Государством создаются условия, при которых практически у каждого появляется возможность приобрести оружие для самообороны, мол «Помоги себе сам», или лучше «Защити себя сам».

  2. Юлия говорит:

    Здравствуйте. Можете привести какой либо пример о применении мер безопасности участников уголовного судопроизводства (пример какого либо дела,как это происходило). и есть ли разница между нашими законами о защите участников уголовного судопроизводства и законами зарубежных стран?

    • Здравствуйте, Юлия.

      Применение данной нормы в других странах я не изучал.

      Что касается практики, то в каждом регионе она может быть своей, так как единой методики на момент применения мной по уголовным делам этой процедуры не существовало. Могу только сказать, что наиболее сложным является своевременно подписать процессуальные документы у руководителя УВД. Раскрывать сведения о конкретных делах, по которым я использовал данную норму, также не в компетенте.